Отечественные производители подшипников
ОАО «МОСКОВСКИЙ ПОДШИПНИК»
Россия, г.Москва
Год основания: 1932
Численность персонала: 5080 человек
Основная специализация: производство широчайшего спектра подшипников различных конструктивных групп, применяющихся во всех отраслях, в частности, специальные, крупногабаритные и прецизионные подшипники
Номенклатура продукции: 2000 типоразмеров
Проектная мощность: 44 млн подшипников в год
ОАО «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД-2»
Россия, г. Москва, Производство шариковых подшипников
В 1916 году на окраине Замоскворечья на базе механического завода Шведского торгового дома «Шварцкопф, Дзирнс и Кольнас» было организовано акционерное общество «Шарикоподшипник СКФ», с которого началось производство подшипников в России, началась история Второго государственного подшипникового завода. В 1917 году завод на Шаболовке был национализирован.
Период становления и развития первого завода по производству подшипников имеет свои особенности. Преодолевались трудности отсутствия подготовленных кадров, опыта точного производства, отечественной сырьевой и технической базы.
Будучи продолжительное время единственным производителем подшипников в стране (до создания и пуска ГПЗ-1 в 1932 году), коллектив завода старался по мере развития народного хозяйства удовлетворить его первоочередные потребности.
На подшипниках ГПЗ-2 были смонтированы звезды Московского Кремля, ими комплектовались эскалаторы первой очереди Московского метрополитена, первые прокатные станы, буровые машины, автомобили, тракторы, сельскохозяйственные машины. Так складывалась отличительная особенность производства ГПЗ-2 как завода многономенклатурного, в значительной мере мелкосерийного. Завод стал школой подготовки кадров, производственного и технического опыта будущей подшипниковой отрасли в стране.
В годы первых пятилеток завод наращивал мощности, успешно выполнял возложенные на него задачи.
Особую трудовую доблесть и мужество проявил коллектив в тяжелые военные годы. За успешное выполнение заданий правительства по производству подшипников и заказов для фронта (гильзы для «катюш», детали автоматов, кожуха гранат). 23 января 1943 года завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. За годы войны заводу 16 раз вручалось переходящее Красное Знамя победителя во Всесоюзном социалистическом соревновании, которое 11 мая 1946 года было передано заводу на вечное хранение.
В послевоенные годы завод успешно развивался вместе с другими подшипниковыми заводами, специализируясь на выпуске шариковых подшипников: радиальных, радиально-сферических, радиально-упорных и упорных, постоянно совершенствуя организацию и материально-техническую базу производства. В течение многих лет техническое развитие завода в значительной степени определялось общими тенденциями развития отечественного подшипникового производства. Профессиональный опыт и традиции коллектива способствовали активному внедрению технических достижений в производство.
ГПЗ-2 был пионером во внедрении термической обработки в защитной атмосфере и технологии малодеформационной закалки, впервые в отечественной практике внедрил вакуумную закалку при термической обработке колец из стали 95Х18-Ш и прецизионного штампового инструмента из стали типа Х12М. На заводе прошла апробация с последующим внедрением в отрасль новых методов и способов выплавки.
ГПЗ-2 впервые в отечественном машиностроении внедрил прецизионную штамповку колец упорных подшипников на прессах тройного действия и обучил этому методу многих специалистов различных отраслей народного хозяйства. Внедрение этого метода способствовало освоению выпуска полосовой подшипниковой стали на предприятиях металлургической промышленности (ранее не производилась).
ГПЗ-2 дал путевку в жизнь контрольным системам «Авико», отечественным и зарубежным шлифовальным станкам на жестких опорах. Завод имел большой опыт в производстве упорных подшипников, впервые в СССР освоил выпуск сверхточных упорных подшипников для станкостроения и полностью обеспечил потребность промышленности в этой группе подшипников.
Накопленный технический и интеллектуальный потенциал позволял заводу обеспечивать качественными подшипниками важнейшие отрасли машиностроения, в том числе авиационные, ракетно-космические предприятия. Завод принимал участие в поставке специальных подшипников для космических комплексов ( «Буран», «Луноход» и др.).
В 90-е годы общее падение производства в стране негативно сказалось на объёмах выпуска подшипников. Однако, и в трудные годы экономических реформ коллектив завода выстоял, сберег основной костяк специалистов, сохранил производственные мощности, осуществлял освоение новых типов подшипников и их модернизацию. В 1993 году предприятие успешно акционировалось. Ныне ГПЗ-2 -открытое акционерное общество (ОАО «ГПЗ-2»).
С 1998 года начался этап наращивания производства. Так объём выпуска подшипников за последние три года вырос на 40 %. Коллектив завода сумел перестроить работу в условиях рыночной экономики. В последние годы осуществлено изменение структуры выпускаемой продукции, освоены новые типы подшипников, вырос объём выпуска подшипников повышенного спроса, главным образом, для автомобильной техники, проведены изменения системы сбыта. Наряду с сохранением налаженных прямых связей осуществлено развитие дилерской сети, охватывающей практически все регионы России. На новых, более выгодных для завода, условиях строятся отношения с зарубежными партнерами. Вместе с тем приоритетом для нашего завода является отечественный производитель, его требования качества и надежности выпускаемых подшипников. С этой целью на заводе осуществляется комплексное техническое перевооружение производства. Особое внимание уделяется заготовительному производству, в течение многих лет сдерживающему увеличение производства.
Для решения этой проблемы вновь создано шариковое производство (ранее находилось на ГПЗ-21 — бывшем филиале), организовано токарное производство (филиал в Тверской области).
ОАО «САРАТОВСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД»
Россия, г. Саратов
ЗАО «СПЗ-4»
Россия, г. Самара
ОАО «РОЛТОМ»
Россия, г. Томск
ОАО РОЛТОМ (ГПЗ-5) более 60 лет является одним из ведущих российских производителей шариковых подшипников. Сегодня доля экспорта завода — 60 процентов. Томские подшипники, применяются в авиастроении и космической промышленности, автомобильном и сельскохозяйственном машиностроении, в бытовой технике.
ООО «ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД №6»
Россия, г. Екатеринбург
Подшипниковый завод №6 является основным производителем в России роликовых радиальных сферических двухрядных подшипников серий 3000, 53000, 113000, 13000, 73000 с наружным диаметром от 80 до 180 мм. Эти подшипники способны выдерживать повышенную радиальную нагрузку по сравнению с подшипниками других типов в равных габаритах. Подшипниковый завод № 6 входит в Межреспубликанский Концерн «Подшипник». Паспортная мощность завода — 500 тысяч подшипников в год. Государственный завод №6 создан на базе Московского подшипникового завода, часть производственного комплекса которого была эвакуирована в 1941 г. в Свердловск.
История завода:
22 января 1942 года выпущен первый подшипник с клеймом ГПЗ № 6.
За годы войны «Государственный подшипниковый завод № 6» оснастил своими подшипниками 80 тыс. орудий и зенитных пулеметов, свыше 30 тыс. самолетов, свыше 40 тыс. танков.
В 1968 году наш завод первым на Урале перешел на работу по новым условиям планирования и экономического стимулирования.
В 1976 году был разработан проект реконструкции ГПЗ № 6, предполагающий строительство новой производственной площадки по ул.Шоферов 3. В 1980 году была введена в строй 2-ая промышленная площадка. На строительно-монтажные работы и закупку универсального дорогостоящего оборудования государством были выделены значительные средства, что и позволило заводу в 1990г. выйти на 1,5 миллионный рубеж выпуска подшипниковой продукции. В конце 70-х годов по решению Министерства автомобильной промышленности прекращен выпуск шариковых подшипников и ГПЗ № 6 полностью перешел на изготовление сферических роликовых подшипников.
В 1991 году завод отмечает свой 50-летний юбилей. На этот период приходится производственный расцвет завода — годовой выпуск подшипников составляет 1 500 000 штук.
29.12.01г. ООО “Подшипниковый завод № 6” отметил свое 60-летие.
ОАО «ХАРЬКОВСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД»
Украина, 61055, г. Харьков
Компания-производитель подшипников марки «HARP» является одной из крупнейших фирм на рынке Украины по производству шариковых и роликовых подшипников. Подшипники «HARP» находят широкое применение в сель хозяйственной и автомобильной промышленности, горнодобывающей и электротехнической промышленности, металлургии и станкостроении. Особой гордостью компании является производство роликовых подшипников, применяющихся в буксах железнодорожного транспорта.
АО «САМАРСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД»
Россия, г. Самара
ОАО «ДЕСЯТЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД «
Россия, г. Ростов-на-Дону
Открытое акционерное общество «Десятый подшипниковый завод» занимает ведущее место в стране по выпуску подшипников качения: роликовых с короткими цилиндрическими роликами, конических, игольчатых, карданных и автомобильных запчастей. Подшипники ОАО «10-ГПЗ» применяются в автомобилях, тракторах, сельхозмашинах, перерабатывающем оборудовании, электротехнической, металлургической промышленности.
«МИНСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД»
Республика Беларусь, г. Минск
ОАО «Минский подшипниковый завод» занимает по объемам производства 3-е место среди 24 подшипниковых предприятий СНГ и входит в десятку крупнейших предприятий Республики Беларусь. Производит более 600 типоразмеров подшипников весом от 2 грамм до 950 кг — примерно 20 млн. штук в год. За последние 10 лет обновилось около 40 % общезаводской номенклатуры. Подшипники МПЗ применяются в большинстве отраслей промышленности, в том числе в станко- и машиностроении, горнодобывающей, нефтегазовой, бумагоделательной и лесообрабатывающей промышленности, металлургии, энергетике и самолетостроении, и др. Подшипники поставляются в более, чем в 40 стран мира. На Минском подшипниковом заводе налажен массовый выпуск роликосферических подшипников с модернизированной внутренней конструкцией, что позволяет им выдерживать повышенные нагрузки при эксплуатации: ударные, вибрационные, высокую скорость вращения; и роликосферических закрытых, защищенных от проникновения внешних загрязнений и не нуждающихся в дополнительной смазке.
В 1998 году заводом получены сертификаты качества: ИСО 9001 международного органа сертификации КЕМА (Голландия) и Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации РБ (Белстандарт), срок действия которых продлен до 14 декабря 2003 г. Первым в Беларуси Минский подшипниковый завод получил международный экологический сертификат ИСО 14001 международного органа сертификации КЕМА. Завод имеет собственное станкостроение, производство алмазно-абразивного инструмента, станцию для испытаний подшипников и измерительную лабораторию, оснащенную оборудованием.
История завода:
1948
Принято постановление Совета Министров СССР «О строительстве подшипникового завода №11 в г. Минске
1951, 13 августа
Выпущен первый подшипник с маркой ГПЗ-11
1956, 30 декабря
Вышел первый номер многотиражной заводской газеты
1960, 7 сентября
Выпущен 100-милионный подшипник ГПЗ-11
1972, 20 октября
Первым восьми типоразмерам подшипников присвоен Государственный Знак качества
1973, 6 марта
Открылось ПТУ-117, готовящее рабочие кадры для завода
1975, 21 февраля
Создан отдел станкостроения по разработке нового технологического оборудования для нужд завода и всей отрасли подшипниковой промышленности
1975, 21 марта
Главный комитет ВДНХ СССР наградил ГПЗ-11 Дипломом 1-й степени за внедрение электрокоагуляционных сточных вод и наградил группу разработчиков золотой, серебряной и бронзовой медалями
1975, декабрь
Впервые в мировой практике проведено сверхглубокое бурение турбобурами с подшипниками ГПЗ-11.
1982, 13 февраля
Выпущен миллиардный подшипник ГПЗ-11
1982, 28 декабря
Указом Президиума Верховного Совета СССР завод награжден орденом Трудового Красного Знамени
1990, 25 декабря
Одиннадцатый государственный подшипниковый завод стал арендным предприятием и был переименован в Арендное предприятие «Минский подшипниковый завод» (АП «МПЗ»)
1992, 10-14 февраля
На базе МПЗ прошел Международный семинар, посвященный стратегии приватизации под эгидой ЕЭК
1994, 10 ноября
Собран первый особокрупногабаритный подшипник 3680 для Криворожского горно-обогатительного комбината
1996, июнь
Заводу присуждена международная награда «Факел Бирмингема» за успешное и экономическое выживание в трудных условиях зарождающихся рыночный отношений
1997, июль
Заводу присуждена международная награда — приз «Золотой орел» по показателям динамики производства, ассортимента и реализации, эффективности и экологии.
1997, октябрь
«Клуб лидеров торговли» присудил приз «За лучшую торговую марку»
1999, 23 декабря
Решением коллегии Мингоримущества АП «МПЗ» преобразован в открытое акционерное общество — ОАО «МПЗ»
ОАО «ИЖЕВСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД»
Россия, г. Ижевск
ОАО «Ижевский подшипниковый завод» основан в 1956 году. В настоящее время специализируется на производстве однорядных шариковых подшипниках легкой и средней сериях и игольчатых роликовых радиальных подшипниках с пластиковым сепаратором, применяемых в легковых и грузовых автомобилей, мототранспорте, тракторах и сельхозмашинах, станках и оборудовании, мотоблоках, стиральных машинах, пылесосах, электропилах и другой бытовой технике.
ОАО «ПРОКОПЬЕВСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД
Россия, г. Прокопьевск
ОАО «ВОЛЖСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД»
Россия, г. Волжский
Год основания: 1961
Численность персонала: 5920 человек
Основная специализация: производство конических и цилиндрических роликовых подшипников, применяющихся в автомобильном и железнодорожном транспорте, сельхозмашиностроении, металлургии и станкостроении
Номенклатура продукции: более 600 типоразмеров
Проектная мощность: 42 млн подшипников в год
ЗАО «СТЕПНОГОРСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД»
Казахстан, г. Степногорск
Год основания: 1976
Численность персонала: 2115 человек
Основная специализация: производство роликовых радиальных подшипников с короткими цилиндрическими роликами, применяющихся в железнодорожном транспорте
Номенклатура продукции: 12 типоразмеров
Проектная мощность: 2,2 млн подшипников в год
ОАО «ГНИВАНЬСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД»
Украина, г. Гнивань
ОАО «ВИННИЦКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД»
Украина, г. Винница
Открытое акционерное общество «Винницкий подшипниковый завод» — берет свое начало в октябре 1967 года. Предприятие стало крупным предприятием машиностроительного комплекса Украины. Характерны темпы роста завода: в первый год было выпущено миллион подшипников, за 5 лет 100 млн. штук, к 1980 году было изготовлено 500 млн. штук, к 1989 году миллиард штук, а сейчас их общее количество приближается к 2 миллиардам. Численность работающих составляет 2,9 тысячи человек
ЗАО «КУРСКАЯ ПОДШИПНИКОВАЯ КОМПАНИЯ»
Россия, г.Курск
Курский подшипниковый завод является одним из крупнейших российских производителей подшипников. Основанный в 1972 году завод более 30 лет снабжает подшипниками — сначала выпускавшимися под маркой «ГПЗ-20», затем «АПЗ-20» и, наконец, «КПК» — ведущие предприятия отечественного машиностроительного комплекса. Продукция «КПК» поступает на конвейер крупнейших тракторных (Волгоградский, Минский, Липецкий, Челябинский), моторных (Ярославский, Заволжский, Тутаевский) и автомобильных (АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, КАМАЗ) заводов. В настоящее время завод выпускает около 500 типоразмеров подшипников массой от 2 г до 8 кг и наружным диаметром от 11 до 220 мм.
ЗАО «ВОЛОГОДСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД»
Россия, г. Вологда
Закрытое акционерное общество «Вологодский подшипниковый завод» — крупнейшее предприятие российской подшипниковой промышленности, основан в 1967 году. По объему выпускаемой продукции ЗАО «ВПЗ» занимает лидирующее положение среди подшипниковых заводов. Завод производит более 18% от всего объема выпускаемой товарной продукции подшипниковых предприятий России. Номенклатура завода — это более 1700 типоразмеров шариковых и роликовых подшипников радиальных, радиально-упорных, упорно-радиальных и упорных. Также завод освоил производство велосипедных подшипников.
Продукция предприятия поставляется для различных отраслей промышленности — автомобильной, электротехнической, станкостроительной, металлургической, сельскохозяйственного машиностроения, военно-промышленного и топливно-энергетического комплекса. Завод является основным поставщиком подшипников для таких предприятий как АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, КамАЗ, Москвич, Ижмаш МОТО, МАЗ, ЗАЗ. Вологодские подшипники применяются практически во всех моделях автомобилей, выпускаемых этими предприятиями. В частности в 2001 году завод покрыл потребность АвтоВАЗа в подшипниковой продукции на 77,3%, потребность ОАО «Москвич» на 97%, Ижмаш МОТО на 67,15%, МАЗ на 20,86%. Также значительный объем продукции поставляется на экспорт таким известным предприятиям, как DAEWOO, John Deere, Polaris, Eaton Corporation. Акционерное общество имеет возможность выпускать 100 млн. подшипников
1967 год
4 февраля принято Постановление Советс Министров СССР за №102 о строительстве в Вологде 23 Государственного подшипникового завода для обеспечения комплектующими изделиями Волжского автомобильного завода.
21 февраля создана дирекция строящегося ГПЗ-23. Директором будущего завода назначен Федор Яковлевич Федулов
В апреле открыт машиностроительный техникум, готовящий кадры для завода
5 августа состоялся митинг, посвященный началу строительства завода
1971 год
Профтехучилище выпустиоло первых рабочих для завода — 136 человек
Завод выпустил первый промышленный подшипник
Выпущен первый миллион подшипников.
1975 год
13 типам подшипников присвоен государственный Знак качества, заводскую аттестацию прошли 18 типоразмеров подшипников.
1981 год
Государственный подшипниковый завод №23 получил свою первую награду — орден Трудового Красного знамени
1994 год
Марка «VBF» Вологодского подшипникового заводаизвестна на отечественном и мировом рынке. Вологодские подшипнники поставляются более чем на 300 предприятий страны и более чем в 30 стран мира
1995 год
Заводская система качества сертифицирована на соответстсвие требованиям МС ИСО 9001-94, EN2900 Российским Морским Регистром Судоходства (Санкт-Петербург).
1996 год
Система качества сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-96
1997 год
Заводу присуждена Премия Правительства Российской Федерации в области качества.
1998 год
По итогам национального конкурса продукция ЗАО «ВПЗ» награждена дипломом «100 лучших товаров России». Заводская система качества повторно сертифицирована на соответствие требованиям МС ИСО 9001-94 Российским Морским Регистром Судоходства. Система качества сертифицирована мексиканским Национальным институтом стандартизации и сертификации на соответствие стандартам американских автомобильных корпораций QS-9000.
1999 год
Подшипники ЗАО «ВПЗ» удостоены золотого знака качества «Российская марка».
Возобновляющая сертификация заводской системы качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-96. ЗАО «ВПЗ» финалист конкурса «Лучшие предприятия — 99» в номинации «За эффективную экологическую политику».
2000 год
Система управления окружающей средой ЗАО «ВПЗ» сертифицирована на соответствие требованиям DIN EN ISO 14001-96. ЗАО «ВПЗ» вошло в десятку лучших российских предприятий по итогам всероссийского конкурса «Лучшие Российские предприятия — 2000″. Коллектив ЗАО «ВПЗ» награжден Дипломом лауреата конкурса «Лучший поставщик», проводимого в рамках ежегодной конференции по качеству. Кандидатом на соискание почетной французской награды — «Золотая медаль содействия промышленности» выдвинут Вологодский подшипниковый завод и лично председатель Совета директоров ЗАО «ВПЗ» Александр Исаакович Эльперин.
2001 год
Система менеджмента качества сертифицирована на соответствие требованиям ИСО 9001-2000.
ЗАО «ВПЗ» победитель конкурса «100 лучших предприятий и организаций машиностроения России ХХI века». ЗАО «ВПЗ» победитель Всероссийского конкурса «Лучшие Российские предпрятия» в номинации «За эффективную экологическую политику».
Приезд президента Российской Федерации В.В.Путина. Директор ЗАО «ВПЗ» Александр Львович Мельников удостоен звания Директор года — 2001 с вручением Большой Золотой медали и номерного диплома. ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» награжден дипломом «за особый вклад по созданию благоприятного инвестиционного климата на северо-западе России».
Председатель Совета директоров ЗАО «ВПЗ» награжден дипломом «за особый вклад по привлечению инвестиций в экономику северо-запада России
ЛУЦКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ ЗАВОД
Украина, г. Луцк
ЗАО «ЗАВОД ПРИБОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ»
Россия, г. Самара
ЗМП — одно из крупнейших Российских предприятий, выпускающих высокоточные приборные подшипники самого разнообразного назначения.
История предприятия началась в 1932 году, когда в Москве, при участии итальянских фирм, был построен подшипниковый завод.
В 1941 году завод был эвакуирован в Самару (тогда Куйбышев) вместе с 3000 рабочих и инженеров, и переименован в «Четвертый Государственный Подшипниковый Завод (4-ГПЗ)». Вскоре предприятие стало одним из крупнейших в стране производителей высокоточных приборных подшипников.
1953 год – основан филиал завода по производству миниатюрных и приборных подшипников.
1990 год – филиал стал самостоятельным предприятием ГПЗ-31.
1993 – предприятие преобразовано в Закрытое Акционерное Общество «Завод приборных подшипников» (ЗАО «ЗПП»).
2001 – предприятие в результате реорганизации преобразовано в Общество с Ограниченной Ответственностью «Завод Миниатюрных Подшипников» (ООО «ЗМП»)
ООО «КУРСКИЙ ЗАВОД УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ»
Россия, г.Курск